Редко кто из многочисленных зрителей Мурманского театра кукол, как маленьких, так и взрослых, попадал в святая святых - в художественно-бутафорский цех, где и происходит рождение кукол. Рождение всегда таинство. Но у таинства есть имена и фамилии.
И сегодня мы заглянем за кулисы и познакомимся с мастерицами, без которых невозможен ни один спектакль.
Дочки, внучки, племянницы...
За десятилетия работы в столице Заполярья собственного театра кукол художникам-бутафорам привелось вручную изготовить сотни кукольных персонажей. Так, в спектакле для самых маленьких «Кариус и Бактериус» (6+) задействованы всего лишь две куклы, а в недавнем «Голом короле» (18+) - аж сорок кукол и манекенов в человеческий рост.
Возьмем, к примеру, типичную ситуацию: готовится новый спектакль. Главный художник театра Любовь Пьянкова (47 лет в нашем кукольном!) и конкретный художник-постановщик очередного зрелища после технического совета приносят в цех утвержденные эскизы нужных для спектакля кукол. И мастерицы приступают к работе.
Коллектив бутафоров составляют исключительно женщины. И живут они, как я убедился, очень дружно, вплоть до знания подробностей семейных хитросплетений. Собственных детей у сотрудниц цеха немало, и все они, естественно, малолетние поклонники кукольного театра. Ребятишки буквально вжились в сказку, в которой, к их восторгу, работают мамы.
У Ольги Фольварковой дочь Анастасия, ходившая еще в прежнее помещение «Куколки» в областной библиотеке, и маленькая внучка Соня, освоившая здание новое, смеются и плачут над каждым спектаклем на два голоса. Плюс вливается в семейный хор и третий голос 12-летней племянницы Кати, для которой, как выяснилось в разговоре с мастерицей, особенно притягательно закулисье.
У Натальи Куршиновой сыновья. Уже взрослые, но с младых ногтей дневали-ночевали в театре. Младший, 17-летний Роман, до сих пор постоянный посетитель взрослых спектаклей, а раз в неделю по пятницам практически обязательно бывает на театральных музыкальных вечерах.
Хорошая наследственность
Полтора десятка лет в бутафорском цехе работает выпускница факультета культуры и искусства нашего педуниверситета Анна Зайкова. Дорога сюда словно была для нее предопределена. Папа столяр, а мама закройщица - хорошая, согласитесь, для создателя кукол наследственность.
В небольшом помещении цеха чуть-чуть пахнет клеем, папье-маше, гипсом и красками. Примешивается легкий мандариновый аромат Нового года... Буквально на днях вместе с коллегами Анна сдала кукол для спектакля «Мышка ищет маму» (0+).
- Это уже вторая часть полюбившегося детям представления. Первую часть «Подарок для мышки» (0+) мы ставили в прошлом году и сделали тогда большинство кукол, в общей сложности десять персонажей. Так что продолжение, в котором они тоже задействованы, с точки зрения бутафора куда как проще! - с улыбкой говорит она.
В тот момент женщины мастерили головные уборы для интермедий возле новогодней елки. Раз в двенадцать лет фамилия Анны Зайковой становится знаковой. Вот и нынче тоже - ведь на носу очередной год Зайца (либо Кролика, кому как милее). Поэтому в шуточных представлениях вокруг елочки в фойе будет задействовано множество ушастых друзей малолетнего человека. Значит, шапки нужны с длинными торчащими ушами. А вот белые одежды для зайцев шили в соседнем цехе - пошивочном.
- Мы обычно распределяем операции, но в этот раз каждый делает маску зайца от начала до конца, - говорит Анна, примеривая на пластиковом манекене ушастую обновку. - Видите, здесь и серенький шарфик задумал художник...
У опытной мастерицы подрастает десятилетний сын Артем, ставший завзятым театралом буквально с яслей.
- В последние годы он в каждом спектакле пытается понять скрытый смысл и донимает меня вопросами! - смеется мама.
Слава богу, не совсем дорос еще Артем до спектакля для взрослых «Голый король»...
Голова папы Карло
Кстати, о детях. Совсем недавно работает в бутафорском цехе Лилиана Ковальчук. Коренная петербурженка в августе нынешнего года вышла замуж за коренного мурманчанина и перебралась в столицу Заполярья, а в наш кукольный театр устроилась как студентка-заочница Российского госинститута сценического искусства.
- А детей у нас будет столько, сколько Господь пошлет! - говорит молодая женщина с огромными доверчивыми глазами.
И муж, и жена люди глубоко верующие. Только через пять лет целомудренного знакомства решили пожениться. Благославлял на брак молодых в Петербурге их духовный наставник священник Павел - отец пятнадцати (!) родных детей.
- Это еще что! - восклицает Лилиана. - У жены моего младшего брата шестнадцать родных братьев и сестер! Есть еще на Руси истинно многодетные семьи...
Лилиана - третьекурсница, будущий технолог сцены. В те дни она в свободные минуты была поглощена курсовой работой, которую в январе повезет в Питер на сессию. Тихонько сидела и скрупулезно наклеивала на гипсовую основу кусочки ткани.
- И что же вы такое ваяете?
- Вот делаю голову из папье-маше для куклы папы Карло. Помните сказку «Буратино»?
Конечно, помню. В это трудно поверить, но и я когда-то был ребенком. Пятым в третьем ряду, и не в старом, а в старом-старом помещении Мурманского театра кукол, который в шестидесятых ютился в «сталинке» на улице Комсомольской.
Сегодня, в самый последний рабочий день года, актеры театра дадут заключительный спектакль «для своих», для многочисленных детей сотрудников. Затем для них же состоятся интермедии под новогодней елочкой с участием толпы зайцев, которым уже пошиты костюмы с длинными ушами, затем мини-концерт маленьких «своих» зрителей, затем праздничный сладкий ужин до отвала...
Ну, за Новый год в сказке!
Павел Николаев