Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры?
Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
Закрыть
Подробнее
Шаблоны для Joomla 3 здесь

С какими трудностями сталкиваются мурманские актеры. Статья издания "Вечерний Мурманск"

Опубликовано: 30.03.2021 Печать

ddf392ac896fВ День театра, который состоялся 27 марта, «Вечерний Мурманск» решил познакомить читателей с молодыми начинающими актерами мурманских театров. Все они приехали в Кольское Заполярье из других регионов, не испугавшись холодов и полярной ночи.

Шесть артистов из Мурманского областного театра кукол и Драматического театра Северного флота рассказали, почему связали свою судьбу с театром, как оказались  в Мурманске и что думают о нем, с какими трудностями сталкиваются на работе и как отдыхают после нее.

В ТЕАТРЕ С ДЕТСТВА

Николай Мирошниченко, актер театра кукол с 2020 года. В 2020 году окончил Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Актер театра кукол» (мастерская Надежды Холмогоровой).

В театре кукол я с детства, потому что мама и сестра – артистки частного театра кукол. В подростковом возрасте я помогал там как звукорежиссер, а потом и как артист. В 11 классе думал идти учиться на повара, потом – на актера драматического театра, но остался в сфере, которая была хорошо знакома.

Одна из причин, почему я выбрал мурманский театр, – потому что на последнем курсе института из-за пандемии режиссеры из Москвы и Санкт-Петербурга не приехали набирать себе актеров. Когда стал сам выбирать, куда ехать, важнейшим критерием было обеспечение жильем и уровень зарплаты. На втором месте – репертуар и режиссер, с которым предстоит работать. Наш главный режиссер Петр Васильев, и приезжий – Светлана Озерская, с которой мы ставили «Барто пожаловать» (0+), очень хорошие. Сам город меньше всего интересовал, потому что знал, что работать буду шесть дней в неделю. За полгода только полгорода успел посмотреть, и местами здесь очень красиво. Особенно осенью. До переезда боялся, что здесь будет ужасный мороз, высокие цены и полгода темно. Полярную ночь пережил без проблем, цены оказались нормальными, а зимой температура почти такая же, как на Урале.

Хотелось бы познакомиться с мурманскими актерами, самодеятельными кинорежиссерами, музыкантами, сходить в драматический театр, в филармонию, поучаствовать в театральном фестивале. Пока на это нет времени.

ЖИЗНЬ В РИТМЕ СЕВЕРА

Елизавета Досаева служит в мурманском театре кукол с 2019 года, окончив Нижегородское театральное училище по специальности «Актер-кукловод».

Когда к нам приехали Евгений Суханов, директор мурманского театра, с актрисой Натальей Петруниной и стали рассказывать о своем театре, я подумала: «Почему бы не попробовать себя в Мурманске?», хотя были и другие предложения. Тогда я ничего не знала ни о театре, ни о репертуаре, но мой мастер сказал, что в мурманском театре кукол режиссер, с которым стоит поработать, который может дать очень многое. И действительно, я быстро поняла, что здесь себя можно реализовать в профессии. Не зря переехала сюда вместе с мужем. Ему тоже повезло с работой. Он повар в ресторане «Takeshi».

Что касается Мурманска, здесь очень размеренный ритм жизни по сравнению с Нижним Новгородом. Это первое, что я заметила. Но этот темп мне подходит. И люди другие: более мягкие, воспитанные, сдержанные, отзывчивые. С ними приятнее общаться, чем с жителями средней полосы.

Театр кукол отличается от драматического тем, что донести до зрителя любого возраста мысль, заложенную режиссером, нужно с помощью куклы, пропустив через себя характер героя. Это сложнее, чем задача драматического актера. В кукольном спектакле у актера может быть две-три разные роли, между которыми надо мгновенно переключаться или работать двумя куклами одновременно, передавая их характеры и психологию взаимоотношений. Ширмовых спектаклей у нас очень мало, поэтому актера почти всегда видно. А в спектаклях с живым планом (без кукол) мы ничем не отличаемся от драматических актеров. И реакция зрителей такая же. Это могут быть ахи, вздохи, горящие глаза или полная тишина, когда актер держит аудиторию. Хотелось бы, чтобы наша работа внутренне обогащала людей, чтобы зрители получали то, что не могут получить в обычной жизни. Такого эффекта почти невозможно достичь во время просмотра кино, даже если фильм – шедевр. Театр более многогранен и эмоционален.

НЕСУ ДОБРО И ЧЕСТНОСТЬ

Александра Иванова, актриса театра кукол. В 2020 году окончила Екатеринбургский государственный театральный институт по специальности «Актер театра кукол» (мастерская Надежды Холмогоровой) и в сентябре вместе с Николаем Мирошниченко приехала работать в театр кукол.

Я с детства занималась танцами, после школы поступила на хореографическое отделение, а потом решила попробовать себя в театре. У меня был выбор между драмой и куклами. Во время вступительных экзаменов на драматическое отделение напряжение было такое, будто тебя убьют, если ты не то слово скажешь, а на кукольном царила теплая домашняя атмосфера, поэтому для меня выбор был очевиден.

Когда на последнем курсе я увидела, какие условия предлагает мурманский театр кукол по сравнению с остальными, мне показалось, что это какой-то бесплатный сыр, который бывает только в мышеловке. Но все оказалось правдой. И хорошее жилье, и зарплата, и льготы, и сразу ввели в несколько спектаклей. Страхи по поводу постоянного холода тоже не оправдались. Этой зимой на Урале было холоднее, чем в Мурманске.

Несмотря на то, что мы учимся столько же, сколько драматические актеры, некоторые считают кукольников не полноценными актерами, а просто кукловодами или даже лентяями. Большинство взрослых думает, что нет смысла ходить в театр кукол, потому что там спектакли только для детей. Но, во-первых, спектакль – это не то же самое, что знакомый всем рассказ или мультфильм, а во-вторых, видение режиссера, художника по костюмам, создателя кукол по-новому открывает известное произведение. К тому же сейчас в нашем театре есть много спектаклей именно для взрослых. А. например, «Барто пожаловать» (0+), построенный на стихах Агнии Барто, будет интересен и взрослым. Он вернет их в советское детство, заставит кого-то посмеяться, а кого-то поностальгировать.

С помощью своей работы в театре я бы хотела привнести больше добра и честности в наш мир.

СПЕКТАКЛЬ – ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ СКАЗКА

Валерия Песнева начала служить в мурманском театре кукол с 2018 года сразу после окончания Екатеринбургского государственного театрального института по специальности «Актер театра кукол» (мастерская Надежды Холмогоровой).

Еще в школе я занималась в театральной студии, и к восьмому классу видела три варианта карьеры: туризм, хореография или театр. В итоге пришла поступать на драму, читаю стихотворение, а один из членов комиссии мне говорят: «Девушка, вы не туда пришли, вам к Надежде Гавриловне». Только к четвертому курсу я поняла, насколько правильно меня направили. Глядя, как ребята учатся на драматическом отделении, какие спектакли ставят, поняла, что это действительно не мое. В кукольном театре можно и повеселиться, и вообще чувствуешь себя намного свободнее.

Выбирая театр, я в первую очередь интересовалась материальной стороной и занятостью в репертуаре. С этим в нашем театре все отлично. Меня сразу же начали вводить в спектакли, а еще здесь я нашла мужа – актера Ивана Песнева. С ним провожу выходные, поэтому за три года ни разу не была на спектаклях других театров. А из-за пандемии прекратились мероприятия Союза театральных деятелей. Вообще, без зрителей у меня началось нечто вроде эмоционального выгорания. На первом спектакле после нескольких месяцев простоя я так засмотрелась на детишек, что забыла, что надо говорить, когда до меня дошла очередь приветствовать публику.

Бывает, что зрители с первых секунд откликаются, отвечают на вопросы, реплики, а бывает, дети сидят с выпученными глазами, а родители скучают. Каждый показ спектакля отличается от предыдущего. Думаю, что это зависит от внутренней работы актера, которую чувствуют и дети, и взрослые. В каждой детской сказке есть над чем подумать и над чем посмеяться как маленьким, так и большим зрителям. А наша «Дюймовочка» (6+), например, больше не для детей, а для родителей, хотя никто об этом не подозревает, пока не увидит спектакль.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ САМОРАЗВИТИЯ

Илья Сирин закончил летом 2020 года Тюменский государственный институт культуры и искусств по специальности «Артист драматического театра и кино», а в сентябре поступил на службу в Драматический театр Северного флота.

Еще в школе я понял, что не хочу работать в офисе. На журфак не поступил, и мама предложила пойти на кафедру актерского мастерства, хотя я никогда не выступал на сцене. Но во мне что-то увидели, и я поступил. Позже оказалось, что все мои знакомые актеры попали в профессию волею судеб.

Получив диплом, отправил портфолио в 20–30 театров. Кроме театра Северного флота ответили из Красноярска и Крыма, но я подумал, что там еще наверняка побываю, а в Мурманске – вряд ли. Еще из самолета увидел невероятную красоту сопок во время золотой осени. И до сих пор удивляюсь, как живописно природа расставила здесь скалы, реки и озера. Город на этом фоне смотрится гораздо привлекательнее. И люди здесь отзывчивые, даже кассирши в «Пятерочке» и кондукторы в автобусах.

Когда я увидел театр, где предстоит работать, контраст с тюменским был разительным, ведь он – самый большой в России. А здесь и здание не в очень хорошем состоянии, и служебная квартира не ахти. Но когда увидел первую репетицию, это все отошло на второй план. Режиссер, как и наши преподаватели, учился по старой академической школе Льва Додина, поэтому его методы работы мне очень понятны и близки. С первого же дня мы почувствовали связь с коллективом, нас сразу стали вводить в спектакли, и до сих пор занятость очень высокая. Нам главный режиссер помимо основной работы предлагает подавать заявки на самостоятельную, то есть подготовить монолог или парное выступление, чтобы мы росли. Это тоже важно для саморазвития.

«В МУРМАНСКЕ Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ КАК ДОМА»

Юлия Писарева, выпускница Тюменского государственного института культуры и искусств, специальность – «Артист драматического театра и кино». Вместе с Ильей Сириным приехала в Мурманск прошлой осенью на службу в Драматическом театре Северного флота.

У меня все пошло от старшей сестры, которая поступила в тюменский вуз на кафедру актерского искусства. Я часто к ней ездила, и меня пускали на занятия и репетиции. Все детство я занималась танцами и вокалом, поэтому пойти на театральный было бы логично, хотя до последнего я готовилась к поступлению на медицинский. Четыре года училась в семейной обстановке на курсе из семи человек и по окончании поставила цель обязательно попасть в театр, а не в какой-нибудь Дом культуры. Из-за пандемии в прошлом году театры сокращали штаты, и театр Северного флота был одним из немногих, где нужны были актеры. Как же мы с Ильей обрадовались, когда узнали, что школа главного режиссера театра совпадает со школой мастера, который нас учил!

К Мурманску я быстро привыкла. Сама я родом из маленького невзрачного Красноуральска Свердловской области, где даже нет театра. И климат там посуровее мурманского, так что здесь я уже чувствую себя как дома.

Очень важным для нас было включение в репертуар сразу после учебы. Мы начали на практике применять то, чему учились четыре года. И опасения по поводу строгого режиссера и завистливых коллег рассеялись на первой же репетиции! Нам повезло. Двое бывших однокурсников работают в музыкальном театре Сургута и пока только танцуют в массовке. Ролей нет, нет развития. А у меня уже есть первая роль, которую сама сделала, без ввода – это серая мышь в «Мечте кота Леопольда» (6+). Спектакль дети смотрели, открыв рты, а родители потом благодарили. Хорошо, когда так удачно складывается, а бывает и по-другому. Значит, или нам не удалось захватить зрителя, или люди пришли неподготовленными. Даже в таком ярком спектакле-карнавале, как «Страсти по-итальянски» (16+), есть глубокая мысль о несчастье женщины из-за мужчины. Если мы все правильно сыграем, то и женщины, и мужчины могут переосмыслить свою жизнь. Таким образом, мы влияем на судьбы людей.

Павел СТЕПАНЕНКО.

Фото автора и из архива театров.

Источник: "Вечерний Мурманск"